Эссе

Я учитель…
«Учитeль, будь сoлнцeм, излучaющим чeлoвeчeскoe тeплo, будь пoчвoй, бoгaтoй фeрмeнтaми чeлoвeчeских чувcтв, и ceй знaния нe тoлькo в пaмяти и coзнaнии твoих учeникoв, нo и в их душaх и ceрдцaх...» 
(Ш. Aмoнaшвили)
Учитель… Что стоит за этим привычным и понятным каждому человеку словом? Что значит быть учителем? Какой учитель необходим сегодня обществу, подрастающему поколению? Современный? Или умный? Может понимающий? Или думающий?  Учительская профессия,  какая она? Значимая? Да! Престижная? Нет! Интересная?  Да! …. Но больше, по-моему, парадоксальная. Все хотят, чтобы их  или их детей учили и воспитывали самые лучшие учителя, но при этом почти никто не мечтает быть  учителем. Посмотрите, кто сегодня поступает в педагогические вузы. Практически те, кто в другой вуз не смог поступить. А какой процент студентов педагогических вузов идет в школу? Минимальный… А сколько одаренных детей, в будущем талантливых учителей идут в инженеры, экономисты или юристы? В наш прагматичный век они даже правы. Причина самая банальная - заработная плата. Как можно содержать семью, строить дом на учительскую зарплату, особенно мужчинам. Увы, это пока серьезная  проблема. Но педагогические вузы сегодня предлагают студентам более широкие специальности с дополнительным изучением иностранного языка, со связью с общественностью… Видимо, чтобы выпускники были более адаптированы к современным условиям.
В последнее десятилетие, после  введения  обязательного  Единого государственного  экзамена по русскому языку, как не впасть в искушение превращать уроки  своего рода тренинги по экзаменационным заданиям. Стоит ли удивляться тому, что многие выпускники  школы превращаются в своеобразных пользователей русского языка? Они начинают видеть  в нём лишь систему знаков, служащих орудием общения, и не умеют «чувствовать» язык, любоваться его красотой. И это происходит в  век компьютеризации, когда ученик становится пользователем готовой информации, когда найти быстрее и удобнее, чем думать и самому решить.  Вот тут-то роль учителя-словесника неоценима.
 Как бы мир не менялся,  учитель остается учителем во все времена. Настоящий и мудрый учитель умеет  тонко чувствовать своих учеников, бережно поддерживать их, когда они делают свои первые шаги в прекрасный и разнообразный мир. Постараться помочь открыть и развить способности. Как важно, чтобы каждый ребенок поверил в себя.
Проработав 20 лет в школе учителем русского языка и литературы, могу сказать, что люблю свою профессию. Ничего другого  не хочу, и если честно - ничего другого  не умею. Приятно осознавать, что могу научить детей не только основам грамотного письма, владению языком, но и развивать в них творческое и духовно-нравственное начало, дать возможность прикоснуться к лучшим произведениям мировой культуры и  литературы. Мы видим, что для благополучного и гармоничного развития  человека явно не достаточно ни образования, ни материального богатства. Важнее в жизни быть счастливым и успешным. Для начала – научиться   познать самого себя.
Как же обойтись тут без главного орудия учителя  - СЛОВА? Словом можно  подарить   человеку  наибольшую радость или разочаровать,                вселить уверенность или сомнение. Слово – наивысшая  духовная субстанция, мощный энергоинформационный файл, сильнейший психологический заряд, а со знаком «плюс» или «минус» человек  выбирает сам. Слово – великий дар Вечности Человеку. Как тут не навредить тонкой душе ребенка, который тебе верит и доверяет?
Современные средства обучения и информационные технологии   и методики помогают учителю экономить время, представить материал более красочно, интересно и мобильно. Но  этот методический поток должен преломиться через Слово  и Душу учителя, чтобы получился Урок.
Радуюсь, когда уроки литературы становятся уроками  жизни. «Чувства добрые я лирой пробуждал», – писал А.С.Пушкин. Доброта – вот первая ценность, испокон веков почитавшаяся как высшая добродетель человека. Доброта, по определению С.И.Ожегова, – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим. Добро должно стать высшей целью нашей жизни. Добро проявляется, прежде всего, в сострадании и милосердии. Как тут не вспомнить Ф.М.Достоевского, вложившего в уста князя Мышкина фразу: «Сострадание есть главнейший, и, может быть, единственный закон бытия всего человечества».
Милосердие обязательно должно включать в себя прощение. В словаре В.И.Даля эта категория определяется как способность «извинить, освободить от кары, примириться сердцем, не питая вражды за обиду».
Доброта, сострадание и милосердие, прощение, страдание, совесть, раскаяние, смирение и любовь, честь – основные национальные ценности, высвеченные русской литературой для потомков. Именно на них должен ориентироваться любой учитель, задумывающийся о будущем России – своих воспитанниках. 
Но учительского слова бывает недостаточно,  необходим личный пример, который  научит сопереживать, совершать поступки. А в этом помогает внеурочная деятельность. Экскурсии помогают полюбить свой родной край и бережно относиться к окружающему миру.  А иногда посещение классного часа инвалидом-колясочником бывает достаточно, чтобы пробудить милосердие и научиться ценить то, что имеешь. Театральные постановки русской классики всегда помогают учителю раскрывать возможности своих учеников, умению лучше понимать других людей. До сих пор горжусь своим детищем – Литературным  балом «Меня пленяет вихорь бальный», -  вот  где можно развернуться всем ученическим сообществом, когда окунаешься в мир сотрудничества, сотворчества и  поиска. Когда воздух школы пропитывается предвкушением  Его Величества  Творения. Бал – это не конкурс, а атмосфера творчества, поэтому каждый, кто хочет, танцует, кто - поет или играет на музыкальных инструментах, кто -то вдохновенно читает стихи или играет роль литературного героя.
Я знаю, как ученики  ждут моих уроков, ждут от меня новых творческих идей, новых интересных тем. А я с огромным интересом наблюдаю за их развитием, успехом и маленькими победами и многому учусь у своих воспитанников.

Я учитель, и мне доверяют; я учу, и у меня учатся; я веду, и за мной идут; я убеждаю, и мне верят. Эта великая сила должна быть у каждого учителя – владеть сердцами своих учеников. «Жизнь - бесконечное познание. Бери свой посох и иди…»

6 комментариев:

  1. Эльвера Мударисовна, отличная работа! Желаю успехов и побед!

    ОтветитьУдалить
  2. Эльвера Мударисовна! Вы удивительный человек и замечательный педагог!Сколько в Вас огня, задора, энергии... Вы умеете находить подход к каждому ребенку, родителю, педагогу. Умеете зажечь идеей, вдохновлять, давать силы в моменты, когда кажется, что нет ни желания, ни сил двигаться дальше. Дальнейших творческих успехов Вам!

    ОтветитьУдалить
  3. Поистине счастливы те ученики,кому повезло встретиться в школьные годы с Учителем с большой букы.Вы-из них!У Вас огромная внутренняя энергия и красота,которые притягивают к Вам.Умеете зажечь,вдохновить своих учеников,увлечь их всеобщей идеей,заинтересовать предметом,влюбить в него.Вы-молодец! Очень бы хотелось,чтоб в школе преподавали только такие Учителя.И статья прекрасная.Победы вам!Влюбленных в Ваш предмет учеников,творческих успехов!

    ОтветитьУдалить
  4. Эльвира Мударисовна! Вы "зажигалочка!" Оставайтесь всю жизнь преданной своей профессии. Желаем Победы и успехоВ!!!! Якшибаева Резида

    ОтветитьУдалить
  5. Альбина Хасановна28 января 2016 г. в 16:15

    Школа (в полном понимании этого слова) держится в нашу сложную, неоднозначную эпоху именно на таких, как Вы, Эльвера Мударисовна! Замечательно, что есть еще настоящие профессионалы своего дела среди учителей, такие неравнодушные и такие искренние в своей любви к детям. Вашим ученикам несказанно повезло! Успехов в творчестве!!!!!!!

    ОтветитьУдалить
  6. Учителем быть не просто, а преданным к своему делу вдвойне не просто. Успехов Вам в вашей нелегкой творческой работе! Так держать Эльвера Мударисовна! Ремеева А.М.

    ОтветитьУдалить