Подготовка к ГИА (ОГЭ)




С чего начать подготовку к ГИА (ОГЭ)

Экзаменационная работа ОГЭ по русскому языку
Общеизвестно, что чем раньше начнёшь готовиться к экзамену, тем легче будет его сдавать. Вопрос лишь в том, с чего начать? Для начала определитесь, как вы будете готовиться: самостоятельно, на подготовительных курсах или обучаться с репетитором. Здесь будет рассматриваться самостоятельная подготовка, так как на курсах вам всё расскажет преподаватель или, соответственно, репетитор.
Прежде всего надо понимать, что экзаменационная работа по русскому языку состоит из трёх частей, связанных между собой общетематической направленностью. Если первый текст (для сжатого изложения) носит обобщённо-отвлечённый характер, то второй раскрывает тему на живом, жизненном материале; если первый текст – рассуждение, то во втором могут быть представлены разные функционально-смысловые типы речи и их сочетания.
Первая часть работы – Часть 1 – это небольшая письменная работа по прослушанному тексту, т. е. написание сжатого изложения по тексту публицистического или научного стиля.
Сжатое изложение – это форма обработки информации исходного текста, позволяющая проверить комплекс необходимых жизненных умений:
  •  умение точно определять круг предметов и явлений действительности, отражённых в тексте;
  •  умение адекватно воспринимать авторский замысел;
  •  умение вычленять главное в информации;
  •  умение сокращать текст разными способами;
  •  умение правильно, точно и лаконично излагать содержание текста;
  •  умение находить и уместно использовать языковые средства обобщённой передачи текста.
Чтобы хорошо справиться с этим видом работы, необходимо усвоить, что любой текст содержит главную и второстепенную информацию. Главная информация – это то содержание, без которого будет неясен или искажён авторский замысел. Следовательно, нужно научиться воспринимать текст на слух так, чтобы точно понимать его общую тему, проблему, идею, видеть авторскую позицию. С этой целью следует тренироваться в определении микротем как составных частей общей темы прослушанного текста. Для хорошего сжатого пересказа нужно также научиться правильно и точно подбирать слова для передачи главного содержания текста, уместно употреблять синтаксические и грамматические конструкции, владеть связностью речи и логикой изложения.
В целом же сжатие текста предполагает в основном исключение подробностей, деталей, а также обобщение единичных явлений и фактов.
Вторая и третья части работы выполняются на основе одного и того же прочитанного художественного или публицистического текста.
Вторая часть экзаменационной работы – Часть 2 – это задания с кратким открытым ответом. Она состоит из 14 заданий (2 – 14). В заданиях требуется сформулировать ответ самостоятельно и записать цифрами или словами.
Задания части 2 проверяют глубину и точность понимания содержания прочитанного текста, выявляют уровень постижения школьниками его культурно-ценностных категорий: понимание основной проблемы текста, позиции автора или героя, характеристики героя, контекстуального значения ключевых слов, понимание отношений синонимии, важных для содержательного анализа; восприятие форм наименования героя, опознавание изученных средств выразительности речи.
Нужно отметить важность определения в тексте средств речевой выразительности, без умения видеть которых, понимать их роль невозможно до конца постичь авторский замысел и разобраться в смысловых акцентах, помогающих выявить авторскую позицию.
Предлагаемые задания также проверяют комплекс умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенций выпускников. Все задания имеют практическую направленность, так как языковые явления, проверяемые ими, составляют необходимую лингвистическую базу владения орфографическими, пунктуационными и речевыми нормами.
Стоит обратить внимание, например, на задания, связанные с определением грамматической основы предложения (задания 8 и 11). Понятно, что неумение видеть грамматическую основу, заключающую в себе и опору грамматической структуры, и ядро смысла предложения, влечёт за собой непонимание предложения, искажение его содержания, а следовательно, и непонимание или недопонимание всего текста в целом.
Содержание заданий части 2 не выходит за пределы содержания любого из принятых в основной школе учебников для 5-9 классов и не требует дополнительных тренировочных материалов при подготовке к экзамену.
Третья часть работы – Часть 3 – это письменный развёрнутый аргументированный ответ на одно из трёх предложенных заданий (15.1, 15.2 или 15.3), направленный на самостоятельную интерпретацию смысла одного из ключевых фрагментов текста. Часть 3 выполняется на основе всё того же текста, с которым работали над заданиями части 2. Задание проверяет коммуникативную компетенцию школьников, в частности умение строить собственное высказывание в соответствии с типом речи - рассуждение. При этом не случайно особое внимание уделяется умению аргументировать свой ответ, используя прочитанный текст. Именно это умение необходимо в дальнейшей образовательной, а часто и в профессиональной деятельности.    
Умение отстаивать свои позиции, уважительно относиться к себе и своему собеседнику, вести беседу в доказательной манере служит показателем культуры, рационального сознания вообще. Подлинная рациональность, включающая способность аргументации и доказательность своей позиции, вовсе не противоречит уровню развития эмоциональной сферы, эстетического сознания. В этом единстве и заключается такое личностное начало, как ответственность за свои взгляды и поступки.
В разделе Подготовка к ГИА вы найдёте учебно-тренировочный материал и сможете скачать демоверсии ГИА-2014 г. по русскому языку. Основной задачей для вас станет прохождение этих тестов без ошибок. Они помогут вам выявить проблемные задания и, пока есть время, подучить забытый материал. Полученные баллы вы сможете сверить с критериями выставления оценок и сами определить свой уровень знаний.

Государственная итоговая аттестация (ОГЭ)


Русский язык
Эта страница содержит материалы для учителей и обучающихся
 по подготовке к выполнению экзаменационной работы 
государственной итоговой аттестации (ОГЭ) по русскому 
языку: методические разработки учителя по подготовке, 
демоверсии, кодификаторы, спецификации, аудиозаписи 
текстов изложений, другие полезные материалы.
Методические разработки по подготовке к экзамену
Первая часть экзаменационной работы – сжатое изложение. Содержательные и 
языковые способы сокращения текста.
Вторая часть экзаменационной работы – Задания А1 – А3 – с выбором ответа.
Демоверсии, спецификации, кодификаторы ГИА-9, 2014 год
Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов для 
проведения в 2014 году государственной (итоговой) аттестации по русскому языку
(.rar 261 КБ).
Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся 
для проведения государственной (итоговой) аттестации по русскому языку (.rar 170 КБ).
Спецификация контрольных измерительных материалов для проведения 
в 2014 году государственной (итоговой) аттестации по русскому языку (.rar 192 КБ).
Онлайн-тесты экзаменационной работы ГИА по русскому языку
Онлайн-тесты экзаменационной работы государственной (итоговой) аттестации 
(в новой форме) по русскому языку с ответами и пояснениями.


Как написать сжатое изложение


Изложение – традиционная форма работы на уроках русского языка, широко применяющаяся во всех классах средней школы и закрепившаяся в качестве экзаменационной работы государственной (итоговой) аттестации по русскому языку за курс основной школы.
Почему именно изложение?
Прежде всего потому, что оно даёт возможность проконтролировать как уровень грамотности обучающихся, так и их речевые возможности, способность связно выстраивать текст на заданную тему. Обязательным требованием при этом является сжатый пересказ текста с максимально возможным сохранением авторского языка и стиля. Однако это не сводится к переписыванию кусков чужого текста. Прослушанный текст необходимо творчески переработать, создать его сокращённый вариант, в котором должны сохраниться все отличительные черты исходного текста.

Тексты изложений для подготовки к ГИА (ОГЭ)


Написать сжатое изложение требуется в части 1 контрольной экзаменационной работы по русскому языку, включающей в себя одно задание и представляющей собой небольшую письменную работу по прослушанному тексту. Исходный текст для сжатого изложения прослушивается 2 раза. Работая над изложением необходимо учесть, что требуется передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.
Как слушать текст?
Текст изложения читается дважды. При первом его прочтении надо сосредоточиться на том, чтобы «схватить» специфику всего текста, обнаружить те моменты, которые создают его неповторимость, наметить для себя языковые и стилистические особенности, которые следует обязательно сохранить и на которые необходимо сделать наибольший упор, чтобы в итоге «сжатого пересказа» получился узнаваемый текст.
Что делать, слушая текст первый раз?
  1. Мысленно делите текст на смысловые части, выделяя главное, чтобы понять, о чём говорится в каждой из них, что поможет понять весь текст в целом – о чём он, каково его содержание.
  2. Определите тему текста (о чём?), его основную мысль (что утверждается?), в соответствии с отдельными частями и в целом, чтобы понять, зачем он вообще написан.
  3. Мысленно выделяйте опорные слова (главные слова) и слова, которые соотносятся с ними. Такие слова являются определяющими, чаще ими могут быть имена существительные, прилагательные, наречия. Постарайтесь понять, какую роль они выполняют в тексте и как в них отражается индивидуальный стиль автора.
Что делать после первого прочтения текста?
  1. Не создавайте сразу связный текст, а лишь схематично представьте в черновике общее представление о тексте.
  2. Представляя общую схему текста как первооснову его сжатого варианта, запишите в столбик посередине листа опорные слова и словосочетания, чтобы понять логику и основную мысль текста. При этом оставляйте между записями свободное место для дополнений и уточнений.
  3. Добавьте к полученной схеме другие слова, окружая опорные с разных сторон, одновременно подбирая и средства связи в предложениях.
  4. Продумайте приёмы сжатия текста, с целью исключения подробностей и дополнительной информации.
  5. Определите стиль текста и тип речи, особенности построения текста. Помните, что повествование должно содержать вступление (начало событий), основную часть (ход событий, кульминация – самый острый момент сюжета), заключение. Описание включает  значимые, существенные признаки. Рассуждение представляет общие положения, аргументы, доказательства, выводы.
  6. Составьте и запишите сложный (подробный) план текста, выделяя микротемы каждой части.
Что делать, слушая текст второй раз?
  1. Конкретизируйте первые впечатления от текста, делая по возможности письменные исправления и дополнения в составленную схему изложения.
  2. Соотнесите отдельные части с опорными словами по смыслу для создания целостного текста, разграничивая их на отдельные абзацы сжатого изложения.
  3. Представьте более конкретно логику авторского рассуждения (размышления), соотнося её со своей схемой.
  4. Проверьте лексическую точность окружения опорных слов, лексическую сочетаемость отдельных выражений, подберите при необходимости свои слова на уровне авторского замысла.
  5. Напишите черновой вариант изложения.
Что делать с черновым вариантом изложения?
  1. Проверьте соотношение и взаимосвязь микротем в частях своего текста.
  2. Соотнесите смысл каждой части с общей основной мыслью текста.
  3. Отметьте в составленном плане существенное и подробности в каждой части. Определитеспособы и приёмы сжатия текста.
  4. Составьте сжатый план текста, учитывая смысловые связи между эпизодами (временные, пространственные и т. п.).
  5. Оформите сжатое изложение и отредактируйте его, т. е. внесите исправления и дополнения. Исправьте текстовые, лексические, стилистические ошибки и недочёты. Удалите неоправданные повторения, тавтологию, плеоназм; исправьте несоответствия стилю и др., проверьте правописание.
  6. Прочтите ещё раз черновой вариант изложения, лучше дважды, мысленно соотнося его с авторским (исходным) текстом.
Завершение работы.
  1. Помните о главном условии: вы должны передать содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом. При этом объём изложения должен составлять не менее 70 слов.
  2. Напишите чистовик сжатого изложения аккуратным и разборчивым почерком.
  3. Проверьте его не менее двух раз.
Придерживайтесь предложенной схемы работы над изложением и у вас всё получится.
Текст 1
Текст 2
Текст 3
Текст 4
Текст 5
Текст 6
Текст 7
Текст 8
Текст 9
Текст 10


Сочинение-рассуждение в части 3 ГИА (ОГЭ)

Сочинения-рассуждения по заданию 15.1 
Написать сочинение-рассуждение по прочитанному тексту из части 2 требуется в части 3 экзаменационной работы по русскому языку, представляющей собой три задания (15.1, 15.2 или 15.3). Приступая к выполнению части 3 работы, необходимо выбрать одно из трёх заданий и дать письменный развёрнутый аргументированный ответ.
Здесь приводятся возможные варианты сочинений-рассуждений при выполнении задания 15.1.
Вариант 1Раскройте смысл высказывания, взятого из Большого справочника русской грамматики:
«Междометия – эмоциональные сигналы, выражающие реакцию говорящего на ситуацию».
Междометие – это часть речи, при помощи которой мы выражаем различные чувства, настроения и побуждения, не называя их. Междометия играют важную роль в предложении и часто как нельзя лучше помогают нам, когда не хватает слов для выражения своих эмоций и состояний (предложение 36). На первый взгляд междометия могут показаться бессмысленными коротенькими словами, без которых, казалось бы, легко можно обойтись, но бывают ситуации, когда простыми словами невозможно объяснить что происходит в душе. Здесь нам и помогают междометия. При этом, произнося некоторые звуки, вроде: ах и ох (предложение 49), мы уверены, что окружающие нас всё равно поймут.
Вариант 2. Раскройте смысл высказывания Дитмара Эльяшевича Розенталя:
«Употребление экспрессивной лексики создаёт возможность лаконично выразить отношение говорящего к высказываемому».
Известный лингвист Д. Розенталь утверждал: «Употребление экспрессивной лексики создаёт возможность лаконично выразить отношение говорящего к высказываемому».
Действительно, у всех языков есть одна главная задача – помочь людям понять друг друга при общении. Без языка невозможны жизнь человека, людей, общества, развитие науки, техники, искусства.
Язык данного текста прост и доступен, и в то же время эмоционален и выразителен. Так, обращает на себя внимание лексика текста. Человек, тонко чувствующий слово, В. Железняков наряду с общеупотребительной лексикой  (глаза, взгляд, лицо, ребята)  использует элементы разговорного стиля (облез малость, садани по роже, витал, Ленка, Димка). Одной из особенностей языка является обилие однородных членов (предложения 1, 3), с помощью которых автор добивается удивительной экспрессивности и точности образов.
Интересен строй изобразительно-выразительных средств авторской речи. Писатель использует чудные эпитеты («осуждающие глаза», «незавидная картинка», «Железная Кнопка», «собственный ужас»), ёмкие метафоры («голос задрожал от негодования», «кольцо непроходимого леса рук», «ветер прошлого хлестал её по лицу»). Вопросно-ответная и восклицательная форма изложения делает повествование не только убедительным, но и информационно-насыщенным.
Ясность и доступность изложения достигается автором при помощи использования синтаксических конструкций разных типов. Мы находим в тексте простые предложения (№ 18, 19, 20),  предложения с обособленными определениями (№ 42) и обстоятельствами (№ 4); сложные предложения разных типов: сложносочинённые (№ 2, 13, 34), сложноподчинённые (№ 2, 45), предложение с бессоюзной и союзной сочинительной связью между частями (№ 14).
Таким образом, «употребление экспрессивной лексики создаёт возможность лаконично выразить отношение говорящего к высказываемому».
Вариант 3. Раскройте смысл высказывания И. В. Артюшкова:
«Сферой употребления вопросительных предложений является диалог, поскольку основное назначение их – поиск неизвестной информации, а это возможно только в диалогической речи».
В основе данной точки зрения лежит мысль о том, что, общаясь, люди задают друг другу множество самых разных вопросов. И это понятно, ведь вопросы помогают человеку познать неизвестное. Вопросы формулируются в виде вопросительных предложений и, как правило, употребляются в разговоре двух лиц, то есть в диалоге. Это и утверждает в своём высказывании И. В. Артюшков. Подтверждением тому является и текст Р. Госман, где, например, в предложении 22 знакомая задаёт Ольге вопрос: «А ты что, в самом деле пишешь стихи?» Это вопросительное предложение относится к тем вопросам, на которые в диалоге ожидают услышать утвердительный или отрицательный ответ. А вот в предложении 27 задаётся вопрос, отражающий внутренний диалог в форме вопросительного предложения, на который не ожидается ответа: «Что же делать, как же узнать – правда ли это всё?»
Таким образом, прав И. В. Артюшков, утверждавший, что «сферой употребления вопросительных предложений является диалог, поскольку основное назначение их – поиск неизвестной информации, а это возможно только в диалогической речи».
Вариант 4. Раскройте смысл высказывания известного лингвиста Л. Успенского:
«Язык – удивительное орудие, посредством которого люди передают друг другу свои мысли».
Язык – удивительное орудие, посредством которого люди, общаясь между собой, предают друг другу свои мысли.  Язык относится к тем общественным явлениям, которые существуют на всём протяжении развития человеческого общества. Главное назначение языка – служить средством общения людей. Язык неразрывно связан с мышлением, сознанием человека, служит средством формирования и выражения мыслей и чувств человека.
Язык выполняет много функций. Например, экспрессивная функция, когда говорящий выражает своё отношение к тому, что сообщается в высказывании не только словами, но и интонацией, тембром и темпом речи (предложения 22, 23). Радость при встрече, приветливость, дружеское участие или, наоборот, недоброжелательность, раздражение, вражда – это огромное множество оттенков выражения состояния человека посредством языка (предложение 62).
Однако основное назначение языка – служить общению людей и быть средством выражения мысли.
Язык как средство общения – это мышление «на людях», для всех. Язык как средство мышления – это общение с самим собой, внутренний диалог (предложения 14, 15), спор с собой или согласие. Эти назначения языка неразрывно связаны между собой. 
Вариант 5. Раскройте смысл высказывания русского писателя М. Е. Салтыкова-Щедрина:
Мысль формирует себя без утайки, во всей полноте; поэтому-то она легко находит и ясное для себя выражение. И синтаксис, и грамматика, и знаки препинания охотно ей повинуются.
«Мысль формирует себя без утайки, во всей полноте; поэтому-то она легко находит и ясное для себя выражение. И синтаксис, и грамматика, и знаки препинания охотно ей повинуются», – писал  в 19 веке М. Е. Салтыков-Щедрин.
В основе данного утверждения лежат нормы синтаксиса и грамматики, а также правила пунктуации,  позволяющие нам в письменной речи полно, чётко и внятно выразить мысль.
Например, Т. Устинова в тексте о нелёгкой судьбе мальчика по имени Тимофей использует восклицательное предложение (№ 17), которое произносится с особой интонацией, которая выражается в предельной эмоциональности. Автор тем самым  подводит к  мысли, что Тимофей чувствует себя униженным и оскорблённым предложением Маши съесть мороженое.
А потом Маша вышла замуж и уехала. Однако перед расставанием она сказала Тимофею, что хотела бы взять его с собой, но не может. Чтобы  убедиться в понимании Тимофеем причины предстоящей разлуки, Маша спрашивает его: «Ты понимаешь?» По цели высказывания предложение 23 является вопросительным, что подчёркивается вопросительным знаком на конце.
Таким образом, с высказыванием М. Е. Салтыкова-Щедрина, считавшего, что синтаксис, грамматика и знаки препинания «повинуются» мысли, нельзя не согласиться.
Вариант 6. Раскройте смысл высказывания, взятого из Литературной энциклопедии: «Заставляя героев говорить друг с другом, вместо того чтобы передать их разговор от себя, автор может внести соответствующие оттенки в такой диалог. Тематикой и манерой речи он характеризует своих героев».
В литературной энциклопедии утверждается, что «заставляя героев говорить друг с другом, вместо того чтобы передать их разговор от себя, автор может внести соответствующие оттенки в такой диалог. Тематикой и манерой речи он характеризует своих героев». Можно ли согласиться с этим утверждением?
Чтобы ответить на данный вопрос нужно обратиться к понятию диалога и вспомнить, что диалог как разговор двух или нескольких лиц отражает мысли и желания говорящих, учитывая при этом их малейшие нюансы, такие как воспитание, сдержанность, пылкость, культуру речи и мн. др.
Поэтому нельзя не согласиться с приведённым высказыванием о том, что непосредственный диалог героев друг с другом является лучшим способом передать суть разговора и внести необходимые оттенки в беседу, это лучшее средство раскрыть характер героев, их основные мысли, настроение. В приведённом тексте, например, при расставании Маленького принца с Лисом, интонация выражает эмоциональное состояние героя (предложение 38). Большое значение имеет и тема беседы. Герои говорят о дружбе и сердечности взаимоотношений. Именно эта мысль заложена в предложении 52: «Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил».
Таким образом, мы убедились, что именно диалог волнует читателя, оказывает на него неизгладимое впечатление и пробуждает интерес к произведению.

Сочинение-рассуждение (ОГЭ - задание 15.2)


Готовимся к ОГЭ. Часть 3. Сочинение-рассуждение (задание 15.2)
Напишите сочинение-рассуждение.
Объясните как Вы понимаете смысл финала текста: «Теперь он менялся на её глазах, как веточка багульника».
Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие Ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Внимание! Предварительный просмотр презентации используется только в ознакомительных целях и может не давать полного представления о её возможностях. Если вас заинтересовала эта работа, пожалуйста, загрузите её на свой компьютер.
Материал в архиве можно скачать ЗДЕСЬ (.zip 3.07 МБ)



Сочинение-рассуждение на ОГЭ (пошагово)


Развёрнутый план. Пошаговая инструкция по написанию сочинения.
На примере текста Лиханова А. А. из сборника ОГЭ. Русский язык: типовые экзаменационные варианты / под редакцией И. П. Цыбулько – М.: Издательство «Национальное образование, 2015.
Вариант 14. Задание 15.2
Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «имя «Демосфен» обрело нарицательное значение».
Материал в архиве можно скачать ЗДЕСЬ (.zip 307 КБ)


ОГЭ. Типовые экзаменационные варианты

Типовые экзаменационные варианты составлены в соответствии с проектом демоверсии КИМ ОГЭ 2015 года.
Выполнение представленных заданий предоставляет возможность обучающимся самостоятельно подготовиться к государственной итоговой аттестации в 9 классе.
Литература: ОГЭ. Русский язык: типовые экзаменационные варианты: 36 вариантов / под ред. И. П. Цыбулько – М.: Издательство «Национальное образование», 2015.





3 комментария:

  1. Спасибо за возможность работы с материалами. Сайт - помощник для ученика и родителя. Здоровья, творческих успехов.

    ОтветитьУдалить
  2. Информация очень полезная,и нужная!

    ОтветитьУдалить
  3. Спасибо за информацию

    ОтветитьУдалить